- ПРИБЫЛЬ
- – основная цель предпринимательской деятельности; в условиях рыночных отношений – превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность предприятия (фирмы). По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости прибавочного продукта, созданного трудом работников материального производства. Различают:
прибыль от реализации:
где Цi – оптовая цена единицы i-й продукции; Сi – полная себестоимость единицы i-й продукции; At – объем реализации i-й продукции; к – количество номенклатурных позиций реализованной продукции (i = 1, 2, 3,..., к). Например, если цена реализованной единицы продукции: ЦА = 1,5 тыс. руб., ЦБ = 2,0 тыс. руб., ЦВ = 3,5 тыс. руб.; себестоимость единицы продукции: СА = 1,2 тыс. руб., СБ = 1,8 тыс. руб., СВ = 3,1 тыс. руб.; годовой объем реализации: А А = 500 ед., А Б = 400 ед., АВ = 800 ед., тогда валовая прибыль от реализации составит: ПРреал = (ЦА – СА) АА (Цб – Сб)Аб (Цв – Св)Ав = (1,5 – 1,2)500 (2,0 – 1,8)400 (3,5 – 3,1)800 = 550 тыс. руб.;
прибыль балансовую, которая дополнительно к прибыли от реализации учитывает прибыль, не связанную непосредственно с основной производственной деятельностью предприятия, фирмы, а также прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, арендную плату, различные дивиденды и убытки (неустойки, штрафы);
прибыль валовую, которая дополнительно к прибыли от реализации учитывает прибыль от реализации имущества предприятия (разницу (прибыль, убыток) между ликвидационной ценой и остаточной стоимостью этого имущества);
прибыль чистую, остающуюся после уплаты из балансовой или валовой прибыли установленных законом налогов и платежей.
Краткий словарь экономиста. — М.: Инфра-М. Н. Л. Зайцев. 2007.