- КОНКУРЕНЦИЯ
- – экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта в целях получения прибыли и других выгод. Различают следующие виды конкуренции:
видовая конкуренция, имеющая место на рынке одноименного товара или его разновидностей;
внутриотраслевая конкуренция, имеющая место на рынке товаров и услуг, отличающихся качеством, эксплуатационными характеристиками, ценой, сервисным обслуживанием и т.п.;
межотраслевая конкуренция, возникающая на рынке товаров и услуг различных отраслей;
монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;
недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции;
неценовая конкуренция, осуществляемая посредством повышения качества продукции (надежность, долговечность, производительность, минимизация эксплуатационных издержек) и улучшения условий продажи при неизменных ценах;
олигополистическая конкуренция, характерная для олигополистического рынка, который занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой – монополистической конкуренцией. Его особенностью является максимизация прибыли путем повышения цен. Однако ценовая стратегия действует только в краткосрочном периоде, так как в результате сильной конкуренции продавцы вынуждены снижать цены. Небольшое число товаропроизводителей, присутствующих на данном рынке, обусловлено жесткими условиями проникновения на него, которые диктуют промышленные предприятия с высокой концентрацией производства;
функциональная конкуренция, имеющая место на рынке товаров, удовлетворяющих спрос потребителей;
ценовая конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;
чистая конкуренция – рыночная ситуация, когда большое число товаропроизводителей продают аналогичные товары.
Краткий словарь экономиста. — М.: Инфра-М. Н. Л. Зайцев. 2007.